Derek Bailey & Ingar Zach — Llaer (SOFA)
LLAER 2000 SOFA CD Ингар Зах (Ingar Zach) начал играть на перкуссии уже в 7 лет, начав с местной школьной группы. К 15 годам он играл в джазовом биг-бэнде и прогрессив-рок коллективе. В 1993 году он заинтересовался фолком и записал с группой Chateau Neuf Spelemannslag 4 диска. Также в 93-94-м годах Ингар изучает музыковедение в университете Осло, после чего переезжает в Тронхейм и 3 года обучается джазу и композиции в консерватории. В начале 1997 года он участвует в программе по обмену студентов в Королевской Академии Музыки в Стокгольме, Швеция. В это время он знакомится с перкуссионистом Рэймондом Стридом (Raymond Strid) и гитаристом Давидом Стакенэсом (David Stackenäs), после чего у него возникает интерес к импровизационной музыке. В 1998 году Зах знакомится с норвежцем Иваром Грюделандом (Ivar Grydeland), с тех пор ставшим его постоянным партнёром. Первая встреча молодого норвежца с легендарным родоначальником импрова Дереком Бейли (Derek Bailey) произошла в Лондоне, в январе 2000 года. В октябре того же года Бейли посетил Норвегию, чтобы сыграть несколько концертов с Захом. Один из которых, записанный в Осло, и представлен на альбоме “Llaer”. Неспешность первого трека переходит в экспрессию второго, из которого появляется задумчивый третий. После чего следует сольная импровизация Заха, который играет смычком по тарелкам (к слову, в настоящее время это один из его коронных приёмов игры), создавая скрипы, после чего переходит к продуманному мельтешению, которое заканчивается многозначительными паузами. Затем соло играет англичанин – с присущей ему серьёзностью и деликатным отношением к звуку. Шестой трек – самый длинный на альбоме. Тут встречаются и самый громкий момент, в котором Бейли недолго играет так, словно он участник панк-авант-группы The Ex, и едва слышимые нюансы перкуссии и пощипывания струн. Финальная импровизация – самая короткая, около полутора минут забавной импровизации. Как и первый релиз лейбла SOFA (Tony Oxley Project 1), этот альбом скорее рекламирует начинающего Заха, нежели открывает нам неслыханные грани творчества Бейли. Последний ведёт норвежца на протяжении всего альбома за собой, давая Ингару прочувствовать настроения и идиомы неидиоматической импровизации. Очень хороший и полезный опыт для Заха, учитывая, что это один из его первых релизов на поприще импрова. Илья Белоруков |